Пожарные автомобили на базе МАЗ 7310

Пожарный МАЗ 7310 белорусского производства имеет долгую историю. Он создавался на базе 537-й серии, выпущенной еще в 1959 году. Серийный выпуск универсальных тягачей было налажено, в первую очередь, для военных целей. Позже, в 1979 году, полноприводное четырехосное шасси стало прототипом для пожарного автомобиля.

История создания

Следующей после 537-й серии стала военная модификация МАЗ-543. В ней от предыдущей версии остались только рама и оси, добавились улучшенные узлы, была повышена скорость и динамические показатели. Благодаря им автомобиль был назван «Ураганом», что отражало его мощь и вездеходность. Первые сошедшие с конвейера модели были направлены в Волгоград, где использовались в испытаниях пусковых ракетных установок.

В 1974 году увидел свет прототип грузового автомобиля МАЗ-7310. Здесь появилась бортовая платформа, но допоборудование и возможность эксплуатировать в составе автопоезда были удалены. Конвейерное производство было запущено только через 2 года – в 1976 году.

Тягачи МАЗ 7310 использовались в основном для буксировки прицепов и транспортировки грузов. Цельнометаллическая грузовая платформа с высокими бортами позволяла перевозить крупногабарит – высота бортов достигала 2 м. Также здесь появились новые усовершенствованные 14-слойные шины, усиленная задняя подвеска.

За два года до запуска автомобиля в серийное производство он прошел испытания в 21 НИИИ. Военный МАЗ 7310 времен СССР в армии использовался в ограниченных количествах, основное применение нашёл в грузоперевозках.

Тягач МАЗ 7310 со средствами пожаротушения на борту используется для борьбы с огнем на аэродромах. Комплектуется цистерной для хранения воды общим объемом 12 т и емкостью с пенообразователем. «Пожарки» на базе детища Минского автозавода активно используются в странах постсоветского пространства и сегодня.

Характеристики базовой версии

Полноприводный грузовой автомобиль модификации МАЗ 7310 оснащен бортовой платформой и относится к классу тяжелых колесных тягачей. Технические характеристики МАЗ 7310 (базовая версия):

В качестве двигателя для этой модели тягача использовались мощные дизельные агрегаты серии Д-12-525А на базе мотора В-2, который активно применялся в составе танковой техники. Здесь реализовано струйное распыление топлива и водяное охлаждение. Колёсная формула «8 на 8» в комплектации с таким двигателем обеспечивает высокую тягу даже таким тяжелым автомобилям, позволяет перемещать тяжелые грузы на большие расстояния.

Рабочий объем двигателя составляет 38,8 л, номинальная мощность – 525 лошадиных сил. Заявленный ресурс работы мотора – 55 тысяч км. Расход топлива – один из тех моментов, которые не позволяют активно использовать эти автомобили в гражданских целях – до 125 л/ч. В базовой версии присутствуют два топливных бака объемом по 420 л, возможно увеличение ёмкости до 1220 л.

Коробка передач определяет, сколько скоростей в МАЗ 7310. Здесь она трехступенчатая, с управлением вручную, механическая.

Модификации для пожаротушения

Аэродромные авто для тушения пожаров на базе образца 7310 отличаются добротностью и производительностью, поэтому используются и сейчас.

Созданный на основе шасси МАЗ-543 автомобиль для пожаротушения создан в КБ-8 г. Прилуки. Его отличительной особенностью можно считать мощный насос, производительность которого составляет 60 л/с. В серийное производство поступил ещё в 1973 году на заводе пожарной техники в городе Прилуки.

Характеристики МАЗ 7310 модификации АА-60:

Автомобиль адаптирован для работы при любой температуре. Основной двигатель, насосы и цистерны в холодное время года обогреваются системой электрического подогрева, которая питается от генератора. Если он выходит из строя, возможен подогрев от бензиновой системы.

Управление лафетным стволом можно осуществлять вручную или из кабины водителя. Также здесь есть переносные установки в количестве 2 штук, которые применяются для тушения огня в салоне или кабине самолёта, а также в закрытых помещениях.

Модификации АА-60

Основная версия пожарного автомобиля АА-60 была несколько раз усовершенствована и получила три модификации:

В 1986 году МАЗ-7310 заменил последователь МАЗ-7313 – 21-тонный грузовик, а также его модифицированная версия МАЗ-73131 с нагрузкой почти 23 т. Все они базировались на том же МАЗ-543.

Эта модификация пожарного автомобиля также разработана в городе Прилуки в 1981 году на базе шасси МАЗ-73101. Это – усовершенствованная версия АА-60, основные отличия которой:

Кузов вмещает 3 цистерны – для порошка объёмом 2200 л, для пенообразователя 900л, и для воды 9500 л.

Кроме тушения объектов на аэродроме автомобиль может использоваться для тушения эстакад с нефтепродуктами, резервуаров общей высотой до 6 м.

Эксплуатация спецтехники МАЗ 7310, которая несет на своем борту средства пожаротушения, ведется сегодня на аэродромах по прямому назначению во многих странах постсоветского пространства. Такие автомобили не только адаптированы под суровые климатические условия северных регионов, но и соответствуют всем нуждам расчётов при борьбе с пламенем в самолётах и сооружениях на аэродромах.

Источник статьи: http://www.pozhmashina.ru/articles/articles-pozharnye-mashiny/pozharnye-avtomobili-na-baze-maz-7310.html

Технические характеристики грузового автомобиля МАЗ-7310 и его модификаций

МАЗ-7310 на Викискладе

Производитель МАЗ
Годы пр-ва 1962 — настоящее время
Сборка Минский завод колёсных тягачей
Класс грузовой
Иные обозначения МАЗ-543, «Ураган»
Тип(ы) кузова 4-местная кабина перед моторным отсеком
Колёсная формула 8 × 8
Марка: Д12А-525А
Объём: 38 800 см3
Максимальная мощность: 525 л. с., при 2000 об/мин
Максимальный крутящий момент: 2206 Н·м, при 1400 об/мин
Конфигурация: V12
Цилиндров: 12
Ресурс: 55 тыс. км.
Рекомендованное топливо: дизельное
Длина 8960 мм
Ширина 2885 мм
Высота 2880 мм (по кабине) / 3100 мм (по поворотной фаре)
Клиренс 500 мм
Колёсная база 1700+2650+1700 мм
Колея задняя 2200 мм
Колея передняя 2200 мм
Масса 21,6 т
Макс. скорость 55 км/ч
Грузоподъёмность нагрузка на седло 25 т, масса буксируемого полуприцепа 65 т
Расход топлива 125 л на 100 км
Объём бака 2×420 л

Пожарная машина ураган технические характеристики
Колёсный редуктор без водила с сателлитами

Пожарная машина ураган технические характеристики
Установка дизеля между кабинами

— советский полноприводный четырёхосный (8 × 8) тяжёлый колёсный грузовой автомобиль Минского автомобильного завода. В серийном производстве с 1962 года. Первый опытный экземпляр машины выпущен в 1958 году.

Впервые представлен широкой публике 7 ноября 1965 года на параде в Москве, когда по Красной площади прошла батарея ракетных комплексов 9К72 «Эльбрус» (по классификации НАТО — SS-1с Scud B

Модификации

Пожарная машина ураган технические характеристики Пожарная машина ураган технические характеристики Пожарная машина ураган технические характеристики Пожарная машина ураган технические характеристики Пожарная машина ураган технические характеристики Пожарная машина ураган технические характеристики Пожарная машина ураган технические характеристики Пожарная машина ураган технические характеристики Пожарная машина ураган технические характеристики Пожарная машина ураган технические характеристики Пожарная машина ураган технические характеристики

История создания

Разработка нового армейского вездехода, предназначенного для перевозки военной техники и монтажа ракетного вооружения, началась на заводе МАЗ в конце 50-х годов. Конструкция машины базировалась на узлах уже выпускавшегося МАЗ-537. Благодаря этому, создание грузовика завершилось уже в 1962 году. Новый вездеход, получивший обозначение МАЗ-543, был представлен общественности в 1965 году в ходе парада, посвященного годовщине Октябрьской революции. Показанные машины были оснащены пусковой установкой для ракеты 9К72 Эльбрус.

Спустя 9 лет на ВДНХ был представлен гражданский бортовой вариант автомобиля. Техника отличалась упрощенной конструкцией, в которой отсутствовало армейское специальное оборудование. Поставки начались через 2 года, но широкого распространения в автохозяйствах вездеход не получил. Основной объем выпущенных машин поставлялся на стройки нефтяных и газовых магистралей в Сибири. Также техника применялась как специальный аэродромный пожарный автомобиль и в роли балластного тягача.

Пожарная машина ураган технические характеристики

Технические характеристики

на шасси МАЗ-543М противоракетного комплекса А-135.

Пожарная машина ураган технические характеристики Пожарная машина ураган технические характеристики Пожарная машина ураган технические характеристики

МАЗ-7310 АА-60-160-01

Пожарная машина ураган технические характеристики
В конце 50-х и начале 60-х годов в СССР появились грузовые автомобили-гиганты невиданных прежде размеров и мощности. Одна из знаменитых новинок того периода — четырехосное полноприводное (8х8) шасси МАЗ-543.
По инициативе Маршала Советского Союза Г.К. Жукова 25 июня 1954 года принимается постановление Совета министров СССР об организации на московском заводе ЗИС и минском автозаводе МАЗ специальных конструкторских бюро (СКБ), для создания многоосных внедорожных колесных машин, для Министерства обороны. На ЗИСе СКБ возглавил В.А. Грачев, на МАЗе — Б.Л. Шапошник. В течение 1954 года в Минске открылись СКБ-1 и цех опытного производства (ЦОП).

Первой разработкой нового «Мазовского» КБ стало семейство четырехосных восьмиколесных балластных и седельных тягачей МАЗ-535 и МАЗ-537. Эти машины, ставшие серийными в 1957 году, много лет выпускал сначала МАЗ, затем, с середины 60-х годов — Курганский завод колесных тягачей. Вторая базовая четырехосная модель МАЗ-543 была спроектирована в 1961 году. Этот грузовик разрабатывался как шасси для мобильных ракетных комплексов. В результате исследований и испытаний выяснилось, что колесное шасси значительно лучше подходит в качестве передвижной стартовой площадки ракеты, чем гусеничное.

Специфическое назначение машины определило, например, такую особенность, как две низкие и узкие двухдверные кабины справа и слева. Между ними находился капот моторного отсека — в транспортном положении ракету можно было уложить так, чтобы ее носовая часть оказалась между кабинами — в этом заключалось важное отличие от МАЗ-535/537, у которых была обычная кабина, установленная впереди моторного отсека. Обе узкие кабины МАЗ-543, как и капот, изготавливали из стеклопластика.

Агрегатная база МАЗ-543 сохранила ряд опробованных на МАЗ-535/537 решений. Например, двигателем служил двенадцатицилиндровый V-образный дизель Д-12-525, выпускавшийся Барнаульским заводом и созданный на основе танкового двигателя В-2 времен Великой Отечественной войны. Он отличался верхним расположением распределительных валов, четырьмя клапанами на цилиндр, системой смазки с «сухим» картером. Коробка передач всех четырехосных МАЗов тех лет была автоматическая, гидромеханическая, четырехступенчатая. Раму называли «корытообразной» из-за вогнутой формы поперечин — это тоже снижало габаритную высоту установки. Ходовую часть отличали независимая подвеска колес с продольными стержнями торсионов и планетарные колесные редукторы. Управляемыми были колеса первой и второй осей. Машина получила имя собственное — «Ураган».

На шасси МАЗ-543 монтировалось несколько десятков видов вооружений. Но, помимо армии, этим машинам, как впрочем, и МАЗ-537, нашлось много сфер применения и в народном хозяйстве. Эти машины работали на стройках нефтяных, газовых и промышленных предприятий по всей стране. Их использовали для перевозки на специальных многоосных прицепах особо тяжелых неделимых и негабаритных грузов. Иногда громадную промышленную установку перевозила «сцепка» из нескольких МАЗов — две машины, прицепленные одна за другой, тянут груз спереди, а еще одна машина толкает сзади. На шасси МАЗ-543 были созданы бортовые грузовики, балластные тягачи, самосвалы, трубовозы, лесовозы. Следует заметить, что существование серии грузовиков МАЗ-543 не было секретом для советской общественности. Уже в начале 70-х об этих машинах писали автомобильные и технические журналы, различные их модификации выставляли на ВДНХ. Даже самоходные ракетные установки с 1965 года участвовали в военных парадах на Красной площади. И, конечно же, громадными возможностями такого автомобиля решили воспользоваться пожарные.

В 1973 году на Заводе пожарных машин в Прилуках Черниговкой области был освоен выпуск громадной аэродромной пожарной машины АА-60 (543)-160 на шасси МАЗ-543, разработанной прилукским ОКБ-8, занимавшимся пожарной техникой. Основной специальностью новинки была аэродромная противопожарная служба. Машины этой и последующих модификаций «Ураганов» применялись в основном в больших аэропортах, принимавших большие пассажирские и транспортные самолеты. В цистерну и бак для пенообразователя входило более 10 тонн огнетушащих средств: 12000 литров воды и 900 литров пенного вещества. Эта масса требовалась, чтобы подавить пожар на таком авиалайнере, как ИЛ-62 или ТУ-154 и обеспечить эвакуацию пассажиров. В самом деле, для спасательных работ при пожарах на самолетах такого класса усилий пожарных аэродромных машин на базе ЗИЛ-157, ЗИЛ-131 или «Урал-375» часто не хватало.

В 1977 году появилась модернизированная пожарная машина АА-60 (7310)160.01. Базовое шасси грузовика к тому времени было переименовано по новому ГОСТу в МАЗ-7310. Новая модель отличалась автономным двигателем, приводившим пожарный насос ПН-160Б в действие и установленным в хвостовой части за цистерной. Этим вторым мотором являлся 180-сильный V-образный восьмицилиндровый бензиновый двигатель ЗИЛ-375, взятый от тяжелого грузовика. Затем последовала модификация АА-70 (7310)-220, предусматривавшая возможность порошкового тушения пожара. Она отличалась наличием третьего бака для двух тонн порошка. Соответственно, емкость основного водобака пришлось сократить до 9450 литров. Наконец, в 1986 году базовая модель четырехосного автомобиля прошла модернизацию и получила индекс МАЗ-7313, и, соответственно, изменилось число в скобках в названии обеих пожарных машин. Помимо аэропортов, пожарные «Ураганы» применялись, например, на крупных промышленных предприятиях.

Пожарная машина ураган технические характеристики

Из десятков выпущенных пожарных машин на базе минских «Ураганов», многие еще служат на аэродромах различных стран бывшего СССР. В Музее представлена экспериментальная модификация, изготовленная на базе АА-60 (7310)-160 в одном экземпляре во ВНИИ пожарной охраны в подмосковной Балашихе. Эта пожарная машина не имеет заднего моторного отсека,она была оснащена автономным двигателем и насосом значительно меньшей мощности. Двигатель насоса взят от легковой «Волги», а насос — от обычной пожарной машины. Зато этот МАЗ-7310 может выступать в качестве тягача для прицепной цистерны большой емкости, переделанной из топливозаправщика. Такая машина рассчитана для подвоза более двух десятков тонн воды и пены, позволяющей заправить баки и насосы других пожарных машин (на шасси ЗИЛов, «Уралов», КАМАЗов) вдали от водоемов и водопровода. Данный пожарный «Ураган» длительное время служил на боевом дежурстве в одной из частей Балашихинского района, и применялся во время пожаров высокой степени сложности, например, при пожаре на нефтебазе в Ногинске в 2005 году.

Источник статьи: http://zsm-miass.ru/avtobrendy/maz-73132.html

Технические характеристики грузового автомобиля МАЗ-7310 и его модификаций

Тяжелый грузовой автомобиль МАЗ-7310 Ураган представляет собой гражданскую версию машины модели 543. Серийный выпуск техники начался в 1976 году. Вездеход применяется как бортовой грузовик, а также как платформа для монтажа пожарных и специальных надстроек.

Пожарная машина ураган технические характеристики

История создания

Разработка нового армейского вездехода, предназначенного для перевозки военной техники и монтажа ракетного вооружения, началась на заводе МАЗ в конце 50-х годов. Конструкция машины базировалась на узлах уже выпускавшегося МАЗ-537. Благодаря этому, создание грузовика завершилось уже в 1962 году. Новый вездеход, получивший обозначение МАЗ-543, был представлен общественности в 1965 году в ходе парада, посвященного годовщине Октябрьской революции. Показанные машины были оснащены пусковой установкой для ракеты 9К72 Эльбрус.

Спустя 9 лет на ВДНХ был представлен гражданский бортовой вариант автомобиля. Техника отличалась упрощенной конструкцией, в которой отсутствовало армейское специальное оборудование. Поставки начались через 2 года, но широкого распространения в автохозяйствах вездеход не получил. Основной объем выпущенных машин поставлялся на стройки нефтяных и газовых магистралей в Сибири. Также техника применялась как специальный аэродромный пожарный автомобиль и в роли балластного тягача.

Пожарная машина ураган технические характеристики

Технические характеристики

В основе автомобиля лежит рама, изготовленная из элементов заклепками и сваркой. Боковые лонжероны оснащены внутренними усиливающими накладками. Элементы размещены по верхней и нижней кромкам по всей длине. Передняя часть рамы оснащена бампером и буксирным прибором, сзади на боковой поверхности лонжеронов установлены буксировочные проушины.

В качестве силовой установки используется V-образный 12-цилиндровый дизель Д-12А-525А.

Мотор оснащен системой подачи воздуха под атмосферным давлением и механическим плунжерным насосом. Силовой агрегат развивает максимальную мощность 525 л.с. при 1400 об/мин. С двигателем соединена повышающая передача, крутящий момент от которой поступает на гидравлический 1-ступенчатый трансформатор.

Пожарная машина ураган технические характеристики

В паре с трансформатором работает планетарная 3-скоростная коробка передач. Распределение мощности по мостам выполняется при помощи механического раздаточного редуктора. В конструкции узла имеются 2 скорости и дополнительный межосевой дифференциал с возможностью блокировки. На каждой оси имеется колесная передача и дополнительный планетарный редуктор в ступице. Передача крутящего момента между узлами выполняется карданными валами.

Вездеход оснащен индивидуальной торсионной подвеской для каждого колеса. В конструкции имеются дополнительные рычаги, обеспечивающие ход колеса в вертикальной плоскости и фиксацию в горизонтальной. Для снижения жесткости работы узла используется гидравлический амортизатор. На управляемых колесах установлен поворотный кулак с шарниром равных угловых скоростей.

Пожарная машина ураган технические характеристики

Размеры и технические характеристики автомобиля в стандартной поставке:

На вездеходе установлено 2 кабины, между которыми находится моторный отсек. Каждая кабина рассчитана на 2 человек, в боковых панелях имеется по 2 двери. Лобовые стекла жестко зафиксированы в проемах, оснащены очистителями. Для отопления кабин установлены индивидуальные радиаторы, подключенные к системе охлаждения двигателя. Циркуляция воздуха через соты осуществляется при помощи электрических вентиляторов.

Пожарная машина ураган технические характеристики

Кабина левого борта оборудована рулевой колонкой, рычагом для переключения скоростей и другими органами управления. Рулевое управление оснащено гидравлическим усилителем для каждого из 2 мостов. При повороте происходит отклонение колес на 1 и 2 оси на различный угол. Вездеход оснащен барабанными тормозными механизмами с пневматическим управлением.

Модификации

На основе 4-осного грузовика существовал ряд модификаций:

Производство вездехода завершилось, поэтому приобрести новый экземпляр невозможно. Списанная техника иногда появляется в продаже, стоимость машин начинается от 0,5 млн рублей. Экземпляры, находящиеся в хорошем техническом состоянии, оцениваются в 1 млн рублей и выше. Краны на базе вездехода 7310 стоят от 1,5 млн рублей. Предложения о лизинге встречаются редко, цена аренды зависит от типа установленного оборудования.

Источник статьи: http://specmahina.ru/maz/7310.html

Технические характеристики грузового автомобиля МАЗ-7310 и его модификаций

История создания

Разработка нового армейского вездехода, предназначенного для перевозки военной техники и монтажа ракетного вооружения, началась на заводе МАЗ в конце 50-х годов. Конструкция машины базировалась на узлах уже выпускавшегося МАЗ-537. Благодаря этому, создание грузовика завершилось уже в 1962 году. Новый вездеход, получивший обозначение МАЗ-543, был представлен общественности в 1965 году в ходе парада, посвященного годовщине Октябрьской революции. Показанные машины были оснащены пусковой установкой для ракеты 9К72 Эльбрус.

Спустя 9 лет на ВДНХ был представлен гражданский бортовой вариант автомобиля. Техника отличалась упрощенной конструкцией, в которой отсутствовало армейское специальное оборудование. Поставки начались через 2 года, но широкого распространения в автохозяйствах вездеход не получил. Основной объем выпущенных машин поставлялся на стройки нефтяных и газовых магистралей в Сибири. Также техника применялась как специальный аэродромный пожарный автомобиль и в роли балластного тягача.

Пожарная машина ураган технические характеристики

Технические характеристики

В основе автомобиля лежит рама, изготовленная из элементов заклепками и сваркой. Боковые лонжероны оснащены внутренними усиливающими накладками. Элементы размещены по верхней и нижней кромкам по всей длине. Передняя часть рамы оснащена бампером и буксирным прибором, сзади на боковой поверхности лонжеронов установлены буксировочные проушины.

В качестве силовой установки используется V-образный 12-цилиндровый дизель Д-12А-525А.

Мотор оснащен системой подачи воздуха под атмосферным давлением и механическим плунжерным насосом. Силовой агрегат развивает максимальную мощность 525 л.с. при 1400 об/мин. С двигателем соединена повышающая передача, крутящий момент от которой поступает на гидравлический 1-ступенчатый трансформатор.

Пожарная машина ураган технические характеристики

В паре с трансформатором работает планетарная 3-скоростная коробка передач. Распределение мощности по мостам выполняется при помощи механического раздаточного редуктора. В конструкции узла имеются 2 скорости и дополнительный межосевой дифференциал с возможностью блокировки. На каждой оси имеется колесная передача и дополнительный планетарный редуктор в ступице. Передача крутящего момента между узлами выполняется карданными валами.

Вездеход оснащен индивидуальной торсионной подвеской для каждого колеса. В конструкции имеются дополнительные рычаги, обеспечивающие ход колеса в вертикальной плоскости и фиксацию в горизонтальной. Для снижения жесткости работы узла используется гидравлический амортизатор. На управляемых колесах установлен поворотный кулак с шарниром равных угловых скоростей.

Пожарная машина ураган технические характеристики

Размеры и технические характеристики автомобиля в стандартной поставке:

На вездеходе установлено 2 кабины, между которыми находится моторный отсек. Каждая кабина рассчитана на 2 человек, в боковых панелях имеется по 2 двери. Лобовые стекла жестко зафиксированы в проемах, оснащены очистителями. Для отопления кабин установлены индивидуальные радиаторы, подключенные к системе охлаждения двигателя. Циркуляция воздуха через соты осуществляется при помощи электрических вентиляторов.

Пожарная машина ураган технические характеристики

Кабина левого борта оборудована рулевой колонкой, рычагом для переключения скоростей и другими органами управления. Рулевое управление оснащено гидравлическим усилителем для каждого из 2 мостов. При повороте происходит отклонение колес на 1 и 2 оси на различный угол. Вездеход оснащен барабанными тормозными механизмами с пневматическим управлением.

Пожарная машина ураган технические характеристики Пожарная машина ураган технические характеристики Пожарная машина ураган технические характеристики

МАЗ-7310 АА-60-160-01

Пожарная машина ураган технические характеристики

В конце 50-х и начале 60-х годов в СССР появились грузовые автомобили-гиганты невиданных прежде размеров и мощности. Одна из знаменитых новинок того периода — четырехосное полноприводное (8х8) шасси МАЗ-543.

По инициативе Маршала Советского Союза Г.К. Жукова 25 июня 1954 года принимается постановление Совета министров СССР об организации на московском заводе ЗИС и минском автозаводе МАЗ специальных конструкторских бюро (СКБ), для создания многоосных внедорожных колесных машин, для Министерства обороны. На ЗИСе СКБ возглавил В.А. Грачев, на МАЗе — Б.Л. Шапошник. В течение 1954 года в Минске открылись СКБ-1 и цех опытного производства (ЦОП).

Первой разработкой нового «Мазовского» КБ стало семейство четырехосных восьмиколесных балластных и седельных тягачей МАЗ-535 и МАЗ-537. Эти машины, ставшие серийными в 1957 году, много лет выпускал сначала МАЗ, затем, с середины 60-х годов — Курганский завод колесных тягачей. Вторая базовая четырехосная модель МАЗ-543 была спроектирована в 1961 году. Этот грузовик разрабатывался как шасси для мобильных ракетных комплексов. В результате исследований и испытаний выяснилось, что колесное шасси значительно лучше подходит в качестве передвижной стартовой площадки ракеты, чем гусеничное.

Специфическое назначение машины определило, например, такую особенность, как две низкие и узкие двухдверные кабины справа и слева. Между ними находился капот моторного отсека — в транспортном положении ракету можно было уложить так, чтобы ее носовая часть оказалась между кабинами — в этом заключалось важное отличие от МАЗ-535/537, у которых была обычная кабина, установленная впереди моторного отсека. Обе узкие кабины МАЗ-543, как и капот, изготавливали из стеклопластика.

Агрегатная база МАЗ-543 сохранила ряд опробованных на МАЗ-535/537 решений. Например, двигателем служил двенадцатицилиндровый V-образный дизель Д-12-525, выпускавшийся Барнаульским заводом и созданный на основе танкового двигателя В-2 времен Великой Отечественной войны. Он отличался верхним расположением распределительных валов, четырьмя клапанами на цилиндр, системой смазки с «сухим» картером. Коробка передач всех четырехосных МАЗов тех лет была автоматическая, гидромеханическая, четырехступенчатая. Раму называли «корытообразной» из-за вогнутой формы поперечин — это тоже снижало габаритную высоту установки. Ходовую часть отличали независимая подвеска колес с продольными стержнями торсионов и планетарные колесные редукторы. Управляемыми были колеса первой и второй осей. Машина получила имя собственное — «Ураган».

На шасси МАЗ-543 монтировалось несколько десятков видов вооружений. Но, помимо армии, этим машинам, как впрочем, и МАЗ-537, нашлось много сфер применения и в народном хозяйстве. Эти машины работали на стройках нефтяных, газовых и промышленных предприятий по всей стране. Их использовали для перевозки на специальных многоосных прицепах особо тяжелых неделимых и негабаритных грузов. Иногда громадную промышленную установку перевозила «сцепка» из нескольких МАЗов — две машины, прицепленные одна за другой, тянут груз спереди, а еще одна машина толкает сзади. На шасси МАЗ-543 были созданы бортовые грузовики, балластные тягачи, самосвалы, трубовозы, лесовозы. Следует заметить, что существование серии грузовиков МАЗ-543 не было секретом для советской общественности. Уже в начале 70-х об этих машинах писали автомобильные и технические журналы, различные их модификации выставляли на ВДНХ. Даже самоходные ракетные установки с 1965 года участвовали в военных парадах на Красной площади. И, конечно же, громадными возможностями такого автомобиля решили воспользоваться пожарные.

В 1973 году на Заводе пожарных машин в Прилуках Черниговкой области был освоен выпуск громадной аэродромной пожарной машины АА-60 (543)-160 на шасси МАЗ-543, разработанной прилукским ОКБ-8, занимавшимся пожарной техникой. Основной специальностью новинки была аэродромная противопожарная служба. Машины этой и последующих модификаций «Ураганов» применялись в основном в больших аэропортах, принимавших большие пассажирские и транспортные самолеты. В цистерну и бак для пенообразователя входило более 10 тонн огнетушащих средств: 12000 литров воды и 900 литров пенного вещества. Эта масса требовалась, чтобы подавить пожар на таком авиалайнере, как ИЛ-62 или ТУ-154 и обеспечить эвакуацию пассажиров. В самом деле, для спасательных работ при пожарах на самолетах такого класса усилий пожарных аэродромных машин на базе ЗИЛ-157, ЗИЛ-131 или «Урал-375» часто не хватало.

В 1977 году появилась модернизированная пожарная машина АА-60 (7310)160.01. Базовое шасси грузовика к тому времени было переименовано по новому ГОСТу в МАЗ-7310. Новая модель отличалась автономным двигателем, приводившим пожарный насос ПН-160Б в действие и установленным в хвостовой части за цистерной. Этим вторым мотором являлся 180-сильный V-образный восьмицилиндровый бензиновый двигатель ЗИЛ-375, взятый от тяжелого грузовика. Затем последовала модификация АА-70 (7310)-220, предусматривавшая возможность порошкового тушения пожара. Она отличалась наличием третьего бака для двух тонн порошка. Соответственно, емкость основного водобака пришлось сократить до 9450 литров. Наконец, в 1986 году базовая модель четырехосного автомобиля прошла модернизацию и получила индекс МАЗ-7313, и, соответственно, изменилось число в скобках в названии обеих пожарных машин. Помимо аэропортов, пожарные «Ураганы» применялись, например, на крупных промышленных предприятиях.

Пожарная машина ураган технические характеристики

Из десятков выпущенных пожарных машин на базе минских «Ураганов», многие еще служат на аэродромах различных стран бывшего СССР. В Музее представлена экспериментальная модификация, изготовленная на базе АА-60 (7310)-160 в одном экземпляре во ВНИИ пожарной охраны в подмосковной Балашихе. Эта пожарная машина не имеет заднего моторного отсека,она была оснащена автономным двигателем и насосом значительно меньшей мощности. Двигатель насоса взят от легковой «Волги», а насос — от обычной пожарной машины. Зато этот МАЗ-7310 может выступать в качестве тягача для прицепной цистерны большой емкости, переделанной из топливозаправщика. Такая машина рассчитана для подвоза более двух десятков тонн воды и пены, позволяющей заправить баки и насосы других пожарных машин (на шасси ЗИЛов, «Уралов», КАМАЗов) вдали от водоемов и водопровода. Данный пожарный «Ураган» длительное время служил на боевом дежурстве в одной из частей Балашихинского района, и применялся во время пожаров высокой степени сложности, например, при пожаре на нефтебазе в Ногинске в 2005 году.

Техническая характеристика

Расчет 4 человека
Габаритные размеры 14300х3180х3300 мм
Колесная база 2200х3300х2200 мм
Колея 2375 мм
Дорожный просвет 400 мм
Двигатель дизельный, V-образный, 12-цилиндровый, Д12А-525
Рабочий объем 38.8 л
Мощность 525 л.с. при 2000 об/мин
Емкость цистерны для воды 12000 л
Емкость бака пенообразователя 900 л
Дальность подачи струи 70 м (вода), 40 м (пена)
Полная масса 43200 кг
Максимальная скорость 60 км/ч
Расход топлива 98 л/ 100 км

Модификации

На основе 4-осного грузовика существовал ряд модификаций:

Пожарная машина ураган технические характеристики Пожарная машина ураган технические характеристики Пожарная машина ураган технические характеристики Пожарная машина ураган технические характеристики Пожарная машина ураган технические характеристики Пожарная машина ураган технические характеристики Пожарная машина ураган технические характеристики Пожарная машина ураган технические характеристики Пожарная машина ураган технические характеристики Пожарная машина ураган технические характеристики Пожарная машина ураган технические характеристики

Основные модификации

На сегодня существует две основные модели и несколько мелкосерийных вариантов исполнения.

МАЗ 543 А

В 1963 году была представлена первая модернизированная версия МАЗ 543А, с незначительно увеличенной до 19,4 т. грузоподъемностью. Немного позже, а именно с 1966 года на основе модификации А (гостиница) стали выпускать разные вариации военной техники.

Как таковых отличительных особенностей от базовой модели не так много. Первое, что можно заметить — сдвинутые вперед кабины. Это позволило добиться увеличения полезной длины рамы до 7000 мм.

Нужно сказать, что производство этой версии было массовым и протянулось вплоть до начала 2000-х годов. Всего с конвейера сошло не более 2500 штук.

В основном транспортные средства служили ракетоносцами для перевозки ракетного вооружения и всевозможного оборудования. Вообще, шасси было универсальным и предназначалось для установки надстроек самых разных типов.

Пожарная машина ураган технические характеристики

МАЗ 543 М

Золотая середина всей линейки 543, лучшая модификация, создана в 1974 году. В отличие от своих предшественников этот автомобиль имел только одну кабину с левой стороны. Грузоподъемность была самой большой, она составляла без учета веса самого автомобиля до 22200 кг.

В целом серьезных конструктивных модификаций не наблюдалось. На базе МАЗ 543 М выпускалось и создается до сих пор самое грозное вооружение и всевозможные дополнительные надстройки. Это СЗО «Смерч», ЗРК С-300 и т. д.

Пожарная машина ураган технические характеристики

За все время завод выпустил не менее 4,5 тысяч штук серии М. С развалом СССР серийный выпуск был остановлен. Оставалось только производство незначительных партий по заказу государства. К 2005 году количество сошедших с конвейера сошло в общей сложности 11000 всех возможных вариаций на базе 543-го семейства.

На шасси был разработан в 90-м году военный грузовой автомобиль с цельнометаллическим кузовом МАЗ 7930, на который устанавливается более мощный двигатель (500 л. с.). Запуск серийного производства версии, получившей название МЗКТ 7930, не остановил даже факт распада СССР. Выпуск продолжается и по сей день.

Пожарная машина ураган технические характеристики

Мелкосерийные модификации

За более чем 50 лет истории этой модели выпускались различные модификации в ограниченном количестве. Серийный выпуск налажен не был, т. к. необходимости в этом не было.

Например, МАЗ 543 Б был предназначен для транспортировки усовершенствованной ракетной установки 9К72. Для массовой серии М, основой послужила опытный образец серии В.

Для хозяйственных нужд и тылового обеспечения выпускались модификации с индексом П. Это были учебные и пожарные автомобили или модели для перевозки прицепов и тяжелых орудий артиллерии. Всего около 250 штук.

Источник статьи: http://transfercentr.ru/stroitelstvo/maz-7310.html

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *